Родилась в г. Саратов.
В 1974 г. Наталья Николаевна окончила окончила биолого-химический факультет Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В.Куйбышева. Два года она работала по направлению в сельской школе, а затем с 1976 по 1978 гг. – лаборантом кафедры ботаники с выполнением учебной работы, включая лекции, лабораторные занятия и полевые практики.
С 1979 по 1986 гг. она преподавала биологию и химию в профтехучилищах и школах г. Куйбышева, а с 1986 г. работает в СГПУ лаборантом, ассистентом, а в дальнейшем – старшим преподавателем, с 2001 г. – доцентом кафедры ботаники.
В течение нескольких лет Наталья Николаевна проводила исследование уровня мышления студентов биолого-химического факультета, изыскивая возможности повышения этого уровня в процессе преподавания специальных дисциплин. В 2000 г. под руководством доктора педагогических наук, профессора Валерия Максимовича Миниярова она защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 – педагогическая психология на тему: "Развитие мыслительных операций анализа и синтеза у студентов посредством системы проблемно-эвристических задач" и в 2001 г. была утверждена ВАК в учёной степени кандидата психологических наук.
В настоящее время Наталья Николаевна читает на кафедре ботаники различные лекционные курсы "География почв с основами почвоведения", "Физиология растений", "Природа как ценность жизни".
Она также проводит лабораторные занятия, успешно руководит полевыми практиками. Лекции, лабораторные занятия и полевые практики Наталья Николаевна проводит на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Её отличает научная эрудиция, склонность к обобщению знаний из разных областей наук, тщательная подготовка к занятиям, применение инноваций в преподавании биологических дисциплин, хорошая организация работы студентов.
В течение семи лет после защиты диссертации Наталья Николаевна продолжает исследования по психологии мышления, участвует в конференциях и публикует статьи о методиках выявления аналитико-синтетического и творческого уровней мышления студентов, а также о возможностях управления процессом развития мышления посредством заданного структурирования учебных дисциплин. Она является автором более чем 40 научных публикаций. Большинство этих разработок содержит системы задач, направленных на развитие мышления студентов. В 2002 г. она была официальным оппонентом на защите одной из диссертаций по педагогической психологии в Диссертационном Совете при Самарском государственном педагогическом университете.
Наталья Николаевна руководит курсовыми и квалификационными работами на дневном и заочном отделениях естественно-географического факультета, среди квалификационных работ – работы по педагогике и психологии с рекомендацией к поступлению в аспирантуру.
Наталья Николаевна постоянно сотрудничает с органами народного образования. Работы учащихся под её руководством занимают призовые места на краеведческих олимпиадах и конференциях школьников "Первые шаги в науку". Ею разработана учебная программа курса для учителей "Использование экосистемного подхода в краеведении", утвержденная Министерством образования и науки Самарской области.
С 1 сентября 2013 г. находится на заслуженном отдыхе.
|